Тесла: Покупать или Бежать? Разбираемся с Элоном Маском и его Автопарком

Тесла (TSLA) всегда была акцией, которая торговалась больше на видении своего основателя Илона Маска, чем на реальных фундаментальных показателях. Но что происходит, когда видение начинает размываться? После неубедительного отчета за второй квартал — несмотря на очередные громкие обещания про роботакси и роботов — реальность, возможно, наконец догнала компанию.

Маск за последние полгода сделал всё возможное, чтобы навредить бренду Теслы. Его финансирование кампании Дональда Трампа и его участие в «Департаменте Эффективности Правительства» (DOGE) разозлили многих либерально настроенных потребителей. Затем он вступил в публичную перепалку с президентом, которого сам же помог избрать, отчуждая себя и Теслу также от консерваторов. Напоминает сериал, где все герои постепенно становятся антагонистами.

Нужна вдумчивая аналитика макроэкономики? Подписывайся на канал ТопМоб, чтобы не пропустить разворот рынка!

Подписаться сейчас!

Последствия этого танца с политикой можно увидеть в цифрах второго квартала. Кроме того, торговые тарифы ударили по компании. А теперь компания готовится к еще большему испытанию: истечению федерального кредита на электромобили (EV) в США к концу третьего квартала 2025 года. Можно только представить, как это скажется на продажах.

Loading widget...

Автомобильный бизнес буксует

Второй квартал подряд Тесла демонстрирует значительные падения в своем основном автомобильном бизнесе. Сначала было снижение доставок на 13% в первом квартале, затем то же самое повторилось во втором. Доставки Model 3 и Model Y упали на 12%, а другие модели вообще рухнули на 52%. Это как если бы вы заказали пиццу, а вам принесли один сырник.

Выручка от автомобилей упала на 16% до $16.7 млрд. Регуляторные кредиты, которые раньше были чистой прибылью, упали более чем наполовину до $429 млн. Неудивительно, что это сказалось на прибыльности. А дальше будет только хуже: законопроект Трампа уничтожит федеральный налоговый кредит в размере $7,500 на электромобили к концу сентября. Маск признал, что нас ждут «пара-тройка трудных кварталов». О, спасибо за предупреждение!

Общая выручка Теслы упала на 12% до $22.5 млрд. Выручка от энергетики и хранения энергии снизилась на 7% до $2.8 млрд, тогда как доходы от сервисов выросли на 17% до почти $3.1 млрд. Скорректированная прибыль на акцию упала на 23% до $0.40, а скорректированный EBITDA снизился на 7% до $3.4 млрд. Кэш-флоу тоже начал трещать по швам: операционный кэш-флоу упал на 30% до $2.5 млрд, а свободный кэш-флоу рухнул на 89% до $146 млн. Похоже, кто-то забыл оплатить счета за свет.

Очередные громкие обещания

На фоне этих печальных результатов Маск и команда решили направить разговор в сторону больших ставок на автономное вождение и робототехнику. Маск заявил, что к концу года Тесла расширит свой сервис роботакси до половины населения США — при условии одобрения регуляторов. Конечно, это звучит так же реально, как если бы я сказала, что завтра начну правильно питаться.

Компания сейчас тестирует маленькую зону в Остине, штат Техас, с водителями безопасности, и уже были проблемы с безопасностью в этом пилотном проекте. Технология явно далека от внедрения по всей стране. Даже если предположить, что всё сложится идеально, компании потребуются сотни тысяч автомобилей с уровнем автономности 4 (не текущий уровень 2). Плюс инфраструктура: зарядные станции, центры обслуживания, платформа для расчетов и споров. Ничего этого пока нет.

А ещё Маск продолжает восхищаться своим роботом Optimus, называя его самым большим продуктом Теслы. Он говорит, что Optimus 3 имеет «изящный» дизайн без серьезных недостатков. Прототип должен появиться к концу года, а через год начнется массовое производство. Через пять лет Маск хочет выпускать миллион таких роботов в год. Ну, конечно, потому что Amazon и Boston Dynamics просто отдыхают, да?

Стоит ли покупать на просадке?

Несмотря на падение акций, Тесла торгуется с мультипликатором P/E выше 170x на основе прогнозов аналитиков на 2025 год. В то время как её прибыльные конкуренты в автомобильной отрасли — Форд, Дженерал Моторс и Стеллантиз — имеют коэффициенты около 10 или ниже. Получается, что большая часть рыночной капитализации Теслы основана на амбициях, которые могут и не оправдаться. Учитывая историю компании по обещаниям и невыполненным обязательствам, я бы эту ставку не делала.

Итак, дорогие инвесторы, решайте сами: покупать или бежать. Только помните, что в мире Илона Маска реальность иногда оказывается куда менее впечатляющей, чем презентации. 🚀

Смотрите также

2025-07-28 12:46